4 ноября - это не только единение народа Руси вне зависимости от национальной принадлежности, религиозных убеждений и политических предпочтений, но и пробуждение народа и напоминание ему о необходимости знания и внимательного изучения своей истории.
Тяжелейшие испытания народа России, постигшего его в 1612, 1812, 1917 и 1991 годах имеют одни и те же корни - отход от веры, отсутствие любви в семье, к ближнему и своему Отечеству, неконтролируемое увеличение казнокрадов, предателей Родины, олигархов, продавших себя «западу», а также полное отсутствие Государственной воли.
Говорят, что история повторяется: сегодня внешнеполитическая обстановка напоминает начало 1941 года, а духовно-нравственное состояние народа и засилье расплодившихся «паразитов» - начало 1917 года. Но причина повторяющихся беззаконий лежит не во власти или казнокрадах, а кроется в нас самих, в том, как мы лечим, чему учим, кому и как служим, и главное, в нашем явном нежелании праведно трудиться, исправляться, понуждать себя на добрые дела, дарить свое и не брать чужого.
Сегодня, как и каждое столетие перед наступлением смутного времени, мы становимся перед выбором c кем быть: с Богом или «мамоной», с русскими или «западными», за «други своя» или за «личной карман»?
Возьмем же мы наконец достойный пример с горожанина Кузьмы Минина и воеводы Дмитрия Пожарского, которые с чистым сердцем, отбросив все «личное», посвятили себя служению Богу, Отечеству и своему народу.
Дорогие граждане России, братья и сестры, воины и служащие!
От всей души поздравляем Вас с общенародным праздником днем Народного Единства!
Есть у нас неизменные ценности - любовь к семье, к ближним и Отечеству. Сочетая веру, добролюбие, труд, знания, умения, образование и крепкую семейную жизнь, мы сможем преодолеть любые трудности, построить мирную и достойную жизнь.
Только вместе мы сильны!
22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года воины второго ополчения штурмом взяли Китай-город. Эта победа предопределила окончательную капитуляцию противника. В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел: «во всех городах, по вся годы праздновать этот день в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери-заступницы Русского государства в годину лихолетья». С этой чудотворной иконой ополчение освободило Москву. Праздник изначально носил как религиозный, так и общегражданский характер.
С приходом поляков в Москву Патриарх Гермоген, будучи уже глубоким старцем, стал поднимать народ на защиту Отечества. Его призывы прозвучали как набат. Настало время указать выход из безвыходного, гибельного положения! И тогда явился нижегородский земский староста Кузьма Минин, который обратился к землякам с такими словами: «Пора нам помочь Московскому государству, и не пожалеть животов своих; да не только животов своих, а дворы свои продавать, и жен и детей закладывать; и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». И выдвинул программу действий: прежде всего, действовать не порознь, а едино! Избрать на престол не иноземца - иноверца, а только русского, истинно православного Царя. Наконец, собрать средства на вооружение и продовольствие для ополченцев.
Нижегородцы поддержали своего старосту. Местное духовенство дало благословение. С каждого хозяина, торговца, ремесленника, пахаря, монастырского настоятеля взималась «третья часть дохода». Нерадивых, уклонявшихся от почина народного, строго и прилюдно наказывали.
Нашелся и достойный воевода. «Бить челом» отправились за 120 верст от Нижнего Новгорода, в Суздальский уезд, к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Не сразу - ссылаясь на не зажившие боевые раны - дал согласие Дмитрий Михайлович возглавить ополчение. Однако поставил нижегородцам условие: чтобы «выбрали у себя из посадских людей, кому быть с ним у великого дела и казну собирать». Сам же и указал - на земского старосту Кузьму Минина, которого нижегородский сход уже избрал первым помощником воеводы.
Случайного человека на такую должность не выбрали бы. Он обладал целым рядом качеств, которые в совокупности редко встречаются. Умом и смекалкой, жизненной умудренностью и деловой хваткой, милосердным нравом, но и твердостью. Не был ни стяжателем и ни мздоимцем! Кроме того, внешности представительной, не косноязычен и оратор, мог как народ в случае надобности убедить, так и начальство. О народной нужде душой болел. Заниматься бы ему делами местными, нижегородскими. А он пошел спасать Россию, к чему ни по званию его, ни по роду-племени никто не обязывал.
И не было еще в нашей истории примера, когда бы простолюдин, человек из народа вершил судьбы Отечества! И не было подобного боевого братства, и, казалось бы, быть не могло на Руси, где понятия рода и чина были в хозяйстве и политике основополагающими. Кузьму Минина, пусть выборного, но простого человека, и Дмитрия Пожарского, представителя хотя и обедневшей, но княжеской фамилии. Но с именем Господа на устах, плечо к плечу шли они по намеченному пути.
Единомышленники и соратники, они такие же отношения прививали собранному ополчению. Никакой ссоры между людьми Пожарского не бывало и все единомышленно друг с другом поступали. Отбор ратников вели тщательно, при этом брали в ополчение бывших противников, истинно по-христиански прощая им, давая возможность кровью искупить былые прегрешения. Минин и Пожарский сплотили общей освободительной идеей людей разных народностей и вероисповедания, так же как издавна Россия объединяла под своим крылом многие народы многих вер. Ополчение было в полном смысле народным, многонациональным. И это лишний раз подтверждает, что неотъемлемыми чертами православного человека являются веротерпимость и добрососедство.
Князя Дмитрия Михайловича всегда отличала скромность. Будучи воеводой Зарайска, он держался особняком от придворных интриг, в тайные союзы и заговоры не вступал. Был худощав, ростом невелик. В действиях нетороплив, в речах немногословен, в обращении с людьми прост и доступен. Исполнял ратный долг Дмитрий Михайлович не за страх, а за совесть.
«Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели, - писал православный философ И.А.Ильин. - Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своей вере. Именно истинное православие отличало Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского - плоть от плоти сыновей русского народа. Великою любовью к родному православному Отечеству, а следовательно, прежде всего Верой проникнуты каждая их мысль, любое чувство и поступок. Здесь и нужно искать истоки народного ополчения, освободившего Москву от захватчиков-иноверцев. При этом они показали себя мудрыми, толковыми политиками и дипломатами.
После победы ополчения предлагали Пожарскому московский престол, но отказался князь.Свою миссию К.Минин и Д.Пожарский выполнили. Не ради денег и почестей и уж тем паче престола московского.
Дорогие боевые друзья! Пусть вдохновляет вас в нашей смутной жизни мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла Федеральный закон «О днях воинской славы», в котором отмечено: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Праздник «День народного единства» - возвращение к доброй традиции Российской Империи.
03 июня 1611 г. После двадцати месяцев осады под натиском поляков, возглавляемых Сигизмундом, пал Смоленск.
16 июня 1611 г. Шведы под командой генерала Делагари штурмом взяли Новгород. Сдались Тихвин и Ладога. Долго держался Орешек, но и тот пал.
Октябрь 1611 - март 1612 г. В Нижнем Новгороде формируется общерусское ополчение.
Начало марта 1612 г. Народное Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль.
Конец марта - июль 1612 г. В Ярославле продолжается подготовка к освобождению земли Русской от оккупантов.
27 июля 1612 г. Народное Ополчение выступило из Ярославля на Москву.
20 августа 1612 г. Народное Ополчение вступило в Москву.
22-24 августа 1612 г. Народное Ополчение разгромило армию гетмана Ходкевича.
22 октября 1612 г. Народное Ополчение штурмом освободило Китай-город.
Ноябрь 1612 г. Совет всей земли во главе с Д.Пожарским, К.Мининым и Д.Трубецким выступает с инициативой созыва Земского собора для выбора нового правителя.
21 февраля 1613 г. Земский собор избирает царем молодого Михаила Федоровича Романова...
С глубоким уважением - Совет Ассоциации